вторник, 12 января 2016 г.

Поговорим о кризисе 2015 г пути выывода; переходные периоды рекомендации по улучшению кризисной ситуации

Пути вывода, переходные периоды

Экс-министр финансов России Алексей Кудрин предложил пути выхода России из экономического кризиса. «Всегда хочется иметь простой рецепт: пять шагов, которые бы существенно изменили ситуацию. Нужно признать, что такого рецепта нет», – полагает Кудрин. Он предложил целый ряд мер, которые могли бы улучшить экономическую ситуацию в стране:
1.восстановить пенсионные накопления;
2. предоставить дополнительные полномочия и финансы регионам;
3.сделать реальные шаги к обеспечению равных прав на выборах,
4. заморозить изменение налогов и ввести мораторий на их повышение
5.провести дерегулирование экономики.
Однако эти меры по отдельности ничего не решат, уверен Кудрин. Необходимо вернуть доверие бизнеса и общества к экономике и властям страны и друг к другу, полагает экс-министр финансов.
По мнению Кудрина, в условиях экономических санкций Запада придется жить годы. Поэтому нужно «доверие к политике и институтам нашего общества и экономики». В первую очередь Алексей Кудрин призвал улучшить систему госуправления, которое занимает в экономике «первое место по неэффективности». Кудрин привел в пример улучшение позиций России в индексе Doing Business, но отметил, что по нескольким позициям положение пока плохое: «таможенное регулирование – 155-е место, процесс получения разрешения на строительство – 156-е, подключение к коммунальным сетям и электричеству – 143-е», приводит он показатели рейтинга. Ситуацию с гос управлением ухудшает непрозрачность судов и правоохранительных органов, подчеркнул Кудрин.
Базовым условием для роста инвестиций в стране Кудрин считает сбережения населения и предприятий. «Развитие страны ускорится, когда наши граждане снова будут готовы сберегать свои деньги в национальной валюте в российских банках, как это было в последние годы. Это базовый ресурс развития экономики, иностранные инвестиции лишь дополнение», – считает он.

Накачкой экономики средствами из госбюджета программу развития создать не удастся, считает экс-министр. «Когда энергетические компании просят помощь при цене на нефть в $80 за баррель – это аномалия. Да, они теперь ограничены во внешнем финансировании, но нужно понимать, что в такой ситуации компании будут вынуждены работать как минимум несколько лет», – пишет Кудрин.
 По его мнению, необходимо переориентировать компании на изменение стратегии и выбор иной модели развития.
Сказал он также об опасности популистских подходов в экономике. «В области экономики авторитет опирается на щедрые социальные выплаты – на решения, которые с каждым годом будет все сложнее реализовывать. Если президент будет опираться только на популистские подходы, страна продолжит слабеть. Она утратит возможности для экономического роста, не будет увеличивать эффективность и производительность. При этом в мобилизационной и централизованной системе вся ответственность за состояние экономики и общества, за работу правительства будет концентрироваться на президенте», – предупредил Кудрин.
Ключевым моментом в преобразованиях, по мысли Кудрина, должно стать возвращение доверия граждан к экономике и предпринимательской активности. Более того, «нынешний этап развития страны требует активности граждан», считает он.
«Три наиболее известных примера, когда авторитарная, монопольная власть, не допускавшая политической конкуренции, смогла проявить себя эффективно, – это Южная Корея, Сингапур и Китай. Но это восточные, азиатские модели преобразований. А Россия все-таки ближе к европейской культуре», – полагает Кудрин. Гражданское общество за последние годы повзрослело, но пока власти доверяют ему лишь решение и обсуждение локальных вопросов. В таких условиях гражданскому обществу не хватает потенциала, «чтобы определять развитие страны», уверен он.


 Рекомендации по улучшению

Для стабилизации экономического кризиса в России правительство РФ разработало специальные меры по улучшению экономической ситуации в стране. Ключевые направления действий Правительства РФ будут, в частности, следующими:
-поддержка импортозамещения и экспорта по широкой номенклатуре несырьевых, в том числе высокотехнологичных, товаров;
-снижение напряженности на рынке труда и поддержка эффективной занятости;
-оптимизация бюджетных расходов за счет выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития и выполнения публичных обязательств.
1. Планирование расходов
Правительство РФ внесет в Госдуму законопроект, предусматривающий сокращение в 2015 г. большинства категорий расходов федерального бюджета на 10% в первую очередь за счет исключения неэффективных затрат. При этом будет полностью обеспечено исполнение обязательств социального характера, что потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований. Кроме того, не будут уменьшаться расходы на обеспечение обороноспособности государства, поддержку сельского хозяйства и исполнение международных обязательств РФ. Инвестиционные ресурсы бюджета будут сконцентрированы на завершении ранее начатых проектов, реализация части новых проектов будет отложена. Будут сокращены расходы на функционирование органов государственной власти, в том числе за счет уменьшения расходов на оплату услуг повышенной комфортности.
2. Адаптация контрактной системы
В Перечень первоочередных мероприятий вошли проекты по изменению условий и процедур заключения контрактов. В частности, предполагаются:
1) обеспечение в 2015 г. исполнения контрактов, снижения финансовой нагрузки на участников закупок, а также снижения нагрузки на банковскую систему посредством:
а) установления случаев и порядка предоставления госзаказчиками отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней);
б) установления порядка изменения срока исполнения госконтракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (ТРУ), и (или) количества ТРУ, предусмотренных госконтрактами, срок исполнения которых истекает в 2015 г.;
 в) определения порядка и условий реструктуризации задолженности коммерческих банков, возникшей в связи с предъявлением требований к исполнению банковских гарантий, предоставленных в качестве обеспечения исполнения государственных контрактов;
г) определения дополнительных случаев, при которых госзаказчик вправе, но не обязан, устанавливать требование об обеспечении исполнения госконтракта;
2) обеспечение права установления получателями средств федерального бюджета авансовых платежей по отдельным договорам (госконтрактам) до 80% суммы договора (до 100% суммы договора в рамках гособоронзаказа), но не более 80% лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год по соответствующему КБК (при условии создания системы контроля за исполнением госконтрактов);
3) компенсация полностью или частично расходов, связанных с изменением валютных курсов при закупках;
4) подготовка предложений о внесении изменений в Закон о контрактной системе[1], предусматривающих механизм заключения долгосрочных госконтрактов с условиями создания и развития российского производства соответствующей продукции.
3. Меры по импортозамещению и поддержке несырьевого экспорта
Среди мер по импортозамещению и поддержке несырьевого экспорта - предоставление Правительству РФ полномочий по установлению особенностей планирования и осуществления закупок импортного оборудования, работ, услуг за рубежом, в том числе в рамках крупных инвестиционных проектов, реализуемых государственными организациями и акционерными обществами, доля участия РФ в которых составляет более 50%, либо инвестиционных проектов, для реализации которых оказывается государственная поддержка.
4. Поддержка бизнеса
Планируется перенос вступления в силу требований в области транспортной безопасности в отношении отдельных видов транспортных объектов.

Будут расширены возможности доступа малых и средних предприятий к госзакупкам, осуществляемым в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
5. Меры в сфере здравоохранения
Рассмотрим наиболее актуальные для бюджетников меры в сфере здравоохранения, обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения. В законодательство об обращении лекарственных средств будут внесены изменения, предусматривающие возможность разовой индексации цен нижнесреднего стоимостного сегмента лекарственных препаратов, входящих в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также будут созданы правовые основания для регистрации государственных цен на медицинские изделия, имплантируемые в организм человека. Планируется улучшение лекарственного обеспечения граждан, в том числе имеющих право на получение соцпомощи, и компенсация расходов, связанных с изменением валютного курса, в том числе на товары, закупаемые в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи. Будут введены ограничения на допуск иностранных товаров при наличии двух и более заявок на поставку товара российского производства (в сфере лекарственных средств) и на допуск отдельных видов импортных медицинских изделий при осуществлении контрактных закупок.
6.Обеспечение социальной стабильности
В целях обеспечения социальной стабильности, в частности, предусматриваются следующие меры:
- реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости, в том числе на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда субъектов РФ;
- проведение с 01.02.2015 индексации страховых пенсий на сложившийся за 2014 г. индекс роста потребительских цен.
Перспективы
Правительство РФ рассчитывает, что постепенная стабилизация мировых сырьевых рынков и предпринимаемые совместно с Банком России меры позволят нормализовать ситуацию на валютном рынке и создать условия для существенного снижения номинальных процентных ставок и повышения доступности кредитования. Это обеспечит последовательный выход основных отраслей экономики из рецессии, в том числе за счет более высокой ценовой конкурентоспособности российских товаров в результате снижения курса рубля. Сопутствующее этому снижение инфляции на потребительском рынке позволит минимизировать влияние кризиса на качество жизни российских семей.
 Наряду с реализацией оперативных мер антикризисного реагирования приоритетным направлением работы Правительства РФ будет реализация структурных реформ, направленных на диверсификацию экономики и создание условий для устойчивого экономического роста в среднесрочной перспективе, что найдет отражение в новой редакции Основных направлений деятельности Правительства РФ. При этом реализация Госпрограмм, нацеленных на повышение качества систем здравоохранения и образования, продолжится.

Определено, что перечень первоочередных мероприятий не является исчерпывающим и будет при необходимости дополняться новыми антикризисными мерами.




[1] Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Комментариев нет:

Отправить комментарий